Senbonzakura

17.07
22:37

Один день на Щёлоковском хуторе. Музей деревянного зодчества

Пролог.
Началась эта история много-много лет назад, когда маленькую меня вместе с классом вывели на прогулку на Щёлоковский хутор. Прошли уютными тропинками, погуляли вдоль Второго озера и вышли на полянку. Ребятня резвилась на траве и детских горках, а мне как той, кому всегда больше всех надо, приглянулся деревянный забор неподалёку. Напару с одноклассником, мы шмыгнули к забору, я забралась наверх и увидела… Я увидела старинную бревенчатую церковь. Под серым затученным небом, в объятиях высокой травы. Прошлое. Родное. Тогда мне казалось, что этот старенький досчатый забор отделяет наш век от ушедших столетий, и стоит только перелезть через него… Это, пожалуй, было едва ли не самое сильное из детских впечатлений.

Август 2010.
В конце прошлого лета в наши края приехал в гости мой приятель, и, как и подобает порядочному иногороднему гражданину, пожелал познакомиться с нашим городом. Я, как следовало ожидать, быстренько заделалась гидом и задумалась, а что же, собственно, в городе показать. Однако друг, как и подобает другу, не позволил леди ломать голову и честно признался, что хотел бы посмотреть «Домики на озёрах», которые видел в сети (Google-Earth ему в помощь).
Идти было решено пешком со стороны Кузнечихи. Дорогу я помнила ну очень смутно, потому что на означенных озёрах доселе бывала только раз (позорище), однако мы ребята смелые – пошли наобум. Перешли «бешенку» и двинулись в сторону частного сектора. На первом же распутье начались первые споры: сельская улочка предательски расходилась на две дороги. Положение спас брат наш меньший, многозначительно зарычав из подворотни, чем веско убедил нас выбрать противоположную дорогу.
Улица оборвалась неожиданно, упершись в живописную дубраву. Вновь мы оказались аки два витязя на распутье: дорога налево переваливала через небольшой пригорок, дорога направо же влекла мимо деревянного заборчика вдоль опушки куда-то вниз. Как вариант, можно было отправиться напрямую через лес, невзирая на отсутствие маломальской тропы. Как добропорядочные люди, мы отправились направо, и вскоре взору предстала широченная поляна, окружённая с трёх сторон лесом, на которой возвышались серые башенки электростанции. Солнце палило, под ногами кололись камни, в головах царило досадное недоумение. Впрочем, мы живо пришли к самонапрашивающемуся выводу, что коли эта дорога завела не в ту степь, то выбрать следовало другую. Покинув «зону отчуждения», мы повернули назад, и очень скоро впереди замелькал знакомый пригорок. В лица дыхнуло приятной прохладой, а в глаза ударил блеск солнечных лучей на водной глади. Мы вышли на Первое озеро.



Народу было немного – несмотря на жаркое солнце, день был довольно прохладным из-за свежего ветра. Мы обошли озеро, прошли вдоль берега по пляжу, посидели под раскидистым деревом и отправились дальше, на поиски таинственной деревни.



Шли лесом. Было довольно скользко, но прогулку через тенистую дубраву свежим солнечным днём всё же мало с чем можно сравнить.


Неожиданно густые деревья расступились, и впереди заголубела беспокойная рябь Второго озера.





Было почти безлюдно, встретились только пара праздногуляющих тётушек да спортсмен в трусах и с лыжными палками, мелькнувший на дамбе и тут же скрывшийся в лесу. Если память нам не изменяла, «домики» должны были находиться где-то неподалёку. Мы прошли по дамбе мимо базы и беседок, но нас ожидало разочарование. Едва мы поднялись в гору, как перед глазами нарисовался шлагбаум и табличка «Проход воспрещён». Просто и понятно.
Снова вспомнив, что мы – добропорядочные люди, мы повернули назад и решили поискать не воспрещённый проход. Снова прошли дамбу, и, следуя путём недавнего лыжника, отправились топтать лесные тропы.
На этот раз шли мы дольше. Рельеф здесь совершенно не располагал к прогулкам – попадались колдобины, рытвины и поваленные деревья. Однако для руссо туристо такие мелочи нипочём, и очень скоро мы вышли к Третьему озеру. Вот тут было ну почти совсем безлюдно, лишь одинокий рыбак затаился в камышах с длинной удочкой. Заметив нас, дядя недовольно глянул на потенциальных распугивателей рыбы, но мы и без того не собирались здесь задерживаться. Хотя, следовало отдать должное, природа здесь была прекрасна. Нетронутая, почти первозданная озёрная красота, высокие травы у воды, деревья, почти склонившиеся над синью.



Озеро имело форму треугольника – широкое у дамбы и переходящее в тонкий ручеёк у противоположного берега. Там нашёлся трогательный бревенчатый мостик и настил, ведущий в гору. В конце концов настил сменился вполне цивилизованной асфальтовой тропкой, которая повела нас ещё выше через лес, мимо частных домов, и вывела на широкую улицу к автобусной остановке, откуда был виден высокий деревянный забор с вывеской «Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья». Мы пришли.
Посетителей в музее почти не было. Купив билеты, мы прошли вниз по дороге мимо плетня с развешанными на нём кринками и горшками. Навстречу протрусила пегая собака, где-то вдалеке пела лесная птица. Трогательная щемящая теплота ушедшей старины.



Вот и первая изба – «Ульянушка», как называют её между собой работники музея.





Небольшой бревенчатый дом с резными ставнями, казалось, дышал покоем. Заходим внутрь и самым волшебным образом уносимся на несколько веков назад. Маленькие оконца, деревянные скамьи вдоль стены, стол с утварью, детская люлька и мазаная русская печь – кажется, что хозяева только-только оставили дом, отлучившись по делам.











Чуть в стороне от «Ульянки» - старинная мельница, а пройдя вдоль круглого подёрнутого ряской пруда и поднявшись на пригорок, выходим на поляну, где величаво высится бревенчатая церковь.



Мы немного погуляли вокруг, постояли у овражка, образовывающего в купе с лесом естественную границу деревни, и спустились обратно на «центральную улицу».



Я не преминула покачаться на огромных качелях близ уютного летнего кафе, и мы отправились дальше.
Напротив амбаров и колодца возвышается огромный, некогда богатый особняк.



Высокие ворота закрыты, ставни первого этажа запахнуты, но кажется, что дом не спит, а будто лениво наблюдает за гостями.
Чуть в стороне – ещё одна изба и церковь, а поодаль на пригорке – овины.



В самом конце улицы на полянке нам попалась компания реконструкторов, которые оказались совсем не против, что кто-то наблюдает за их боем на мечах.
Ещё одна прелесть музея в том, что время пребывания на территории не ограничивается. Купив билет, можно провести там хоть целый день, с утра и до закрытия. Мы использовали данную нам возможность сполна, и ещё раз прошлись по улочкам, а уже уходя зашли в лавку на кассе, где можно приобрести сувениры и украшения с древнерусским орнаментом. После этого мы с лёгкой грустью простились с музеем, точнее… Точнее, сказали ему «До свидания». Потому что отныне я знала, что буду возвращаться сюда снова и снова.

Эпилог.
Спасибо тебе, прекрасный свежий день много лет назад, когда я впервые ребенком увидела деревянную церковь музея. Спасибо тебе, друг, что ты, приехав, пожелал посетить именно это место. Спасибо всей паутине обстоятельств, которая привела меня сюда. Приходите, дорогие, те, кто ещё ни разу не был в музее на Щелоковском хуторе – приходите, потому что это краешек, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

06.07
18:40

Светлояр. Лето 2010 года

Долгожданное утро оказалось туманным, но оно и к лучшему. Так таинственнее. Ровно в 6:30 я с древним рюкзаком за плечами встретилась с приятелем на ещё безлюдной (выходной всё-таки!) остановке. А в рюкзаке бутерброды… Но об этом позже.

Естественно, путешествовать верхом на лошади, телепортацией или на метле гораздо увлекательнее. Но ни первого, ни третьего, да и способностей ко второму не наблюдалось, поэтому – о, да! – она. Электричка.

Отъезжали в полном тумане, за что спасибо природе: как видно, она решила помиловать нас, избавив от наблюдения разрисованного вдрызг гаражного массива. Да и проезжать через утреннюю реку сквозь рваные белые клочья – ни с чем не сравнимая сказка.

Ехать пришлось довольно долго. Я сидела спокойно, приятель кочевал от окна к окну через проход. Мимо зеленым шлейфом проносились ели и сосны… Нет. Слишком пафосно. «Мимо мелькали ёлки-сосны, сосны-ёлки» - вот так, пожалуй, будет симпатичнее. Кстати, именно в этом путешествии я впервые в жизни увидела еловый лес. Впечатления сыплются до сих пор, при каждом удобном случае.

Наконец, электричка остановилась на конечной платформе и высадила утренних пассажиров в Семёнове.



До Светлояра предполагался ещё час езды, а до него – пятьдесят минут ожидания автобуса. Точнее, можно было уехать через двадцать минут, но я упрямо заявила, что в «Газель» не сяду. Терпение друга оказалось широкомасштабным, в результате чего уже через пять минут мы держали в руках билеты на автобус.

От нечего делать пошли мотаться по городу. Первое впечатление от него – деревенька, милая, гостеприимная и уютная. Позже я узнала, что на самом деле это довольно большой город, просто выстроен так, что вокзал находится на самой его окраине. Но тогда хотелось просто погулять по этим улочкам, посмотреть бревенчатые дома с резными наличниками и широкий луг чуть поодаль. Приятелю еще искренне хотелось фотографировать. Особенно ему приглянулся один из домов центральной улицы, и он, нисколь не смущаясь наличием сидевшей на лавке бабуси, выудил из рюкзака свой внушительный фотик. Бабуся смотрела на незнакомцев с подозрением, но молчала. Пожалуй, с таким выражением лиц могли бы встречать странствующих магов в деревне из классических романов фэнтези. Как говорится, осталось только плюнуть и ткнуть кукишем в лицо.

К положенному времени вернулись на вокзал и примкнули к небольшой кучке людей, ожидавших автобуса на Воскресенское. Наконец пришел… «Ивеко». О, судьбы… Та же «Газель», только импортная. Друг скептически ухмыльнулся, но – делать нечего, полезли в автобус.

Думаю, после этой поездки приятель строго настрого усвоит правило – «послушай женщину и сделай всё наоборот». Предлагал, ведь предлагал этой заносчивой девчонке поехать на переднем сидении, рядом с водителем. Но нет.

Через полчаса стоя в давке в микроавтобусе народ начал потихонечку выходить. К концу поездки удалось даже присесть. Наконец, водитель объявил нужную остановку и микроавтобус , закрыв за друзьями дверь, укатил дальше.

Деревенька, где нас высадили, производила впечатление постапокалипсиса. Нет, там не было разрушенных домов и поваленных деревьев, но людей здесь не было тоже. Совсем. От остановки к лугам вела широкая асфальтовая дорога – видимо, главная улица. Когда прошли мимо красной кирпичной церкви, обнаружили стенд со схемой заповедника, который тут же был сфотографирован другом «на всякий случай».

К концу улицы начали попадаться редкие люди. Возможно, это объяснялось повышенной концентрацией всевозможных кафе в этой части улицы, по сравнению с начальной. Кроме заведений здесь же обнаружился музей. Правда, закрытый. Сбоку от двери красовался электрический звонок, в который предлагалось позвонить, дабы заказать экскурсию, но от этого решено было воздержаться.

Потом прошли луг и вышли к берёзовой аллее.



Отсюда начиналась пешеходная дорога, по которой прогуливался народ, так что здесь мы не казались белыми воронами в стае пингвинов, что, признаться, радовало. Шли недолго, смотря вперёд с замиранием сердца, и вот, наконец, последний пригорочек – и вот он, долгожданный и желанный Светлояр. Круглое блюдце чистой чуть зеленоватой воды (как рассказали местные, именно к этим выходным вода зацвела), сказочный лес вокруг и белые крылья облаков над святой гладью.













Ходили вокруг озера. Беленькие доски дорожки уютно поскрипывали под ногами, над головами покачивались ветки деревьев, пели птицы. Наверное, всё это повествование звучит банально. Но такова здешняя природа, что говорят о ней всегда одними и теми же словами, а подразумевает под ними каждый своё. Многогранная и живая натура она, эта здешняя природа.







А как приятно было устраивать привалы на мостках у озера! Во время одного из них как раз и состоялось торжественное поедание вышеупомянутых бутербродов, между прочим, с мясом и колбасой. Однако закон всемирной подлости не преминул проявить себя и здесь, и в самый разгар обеда нагрянула парочка бабулек, и пришлось спешно дожевать последний кусочек и ретироваться.



Кроме всего того, что несказанно понравилось здесь, одна вещь меня всё же удивила. При том, что я, вроде бы, не жалуюсь на чувство расстояния, на этом озере способности к ориентированию наотрез отказывались помогать. Оказывается, когда идёшь вокруг Светлояра (и это заметила не только я, но и приятель), кажется, что пройдена едва ли половина пути. А глядь – ели расступаются и снова вот она – лесенка с мостками и небольшой пляжик, который виден от берёзовой рощи, и откуда обычно начинают обход озера. Но недаром же Светлояр носит звание озера-легенды, чтоб ему не обладать собственным феноменом!

Однако время неумолимо приближалось к трём часам пополудни. Именно такой срок был отмерен для пребывания на озере. В четыре мы уже торчали на шоссе в ожидании автобуса на Семёнов. Вдалеке запыхтела «газелька», тормознули, залезли вовнутрь с невинным вопросом «Почём билет до Семёнова». Невинный вопрос, однако, вызвал бурную реакцию водилы, за которой последовал встречный вопрос, а умею ли, собственно, я читать. Право, ну что за хамы некоторые люди. Да, умею. Ещё до школы, между прочим, научилась. Да, написано «Нижний Новгород», и что с того? Откуда ж знать, что этот товарищ погонит свою машинку прямиком в конечный пункт, не заезжая в райцентр?

Вылезли. Друг, конечно, возмущался. Очень. Даже я решила, что вот сейчас-то стоит немного помолчать. Вышло по моему, и ладно. И в конце концов, что тут такого, что мне хотелось поехать на электричке, как и утром? Так интереснее и дорога длиннее. Правда, радости по поводу того, что «дорога длиннее» друг почему-то не разделял.




Наконец, прикатил жёлтенький микроавтобус до Семёнова. К тому времени мне уже было глубоко наплевать, «газель» он или не «газель», лишь бы очутиться на вожделенном месте у окна. Правда близость окна очень скоро стала совершенно не важной, потому что от переизбытка впечатлений и усталости неумолимо клонило в сон. Машинка весело летела по ухабистой дорожке и дребезжала так, что казалось, вот-вот от неё начнут отваливаться разные жёлтые кусочки. Шасси, крылья, фюзеляж… Стоп. Несмотря на скорость, не стоило забывать, что это всё-таки машина. Однако, к большой радости пассажиров, «газелька» прикатила на вокзал в целости и вовремя.

Народу в электричке было несравнимо больше, нежели утром. Несмотря на это, достались сидячие места, что бесспорно радовало. Как и утром, я смотрела в окно. Друг тоже пытался смотреть в окно, но потом всё-таки заснул. Ну и ладно. После таких приключений и отдохнуть не грех.

Приехав домой, я сразу села разбирать фотографии, и осталась ими довольна, но поняла одно – эту поездку я не забыла бы даже без фотографий.

А ночью я смотрела яркие сны…

05.07
03:20

Приветствую!

Доброго времени суток!

Рада быть здесь и рассчитываю на взаимоприятное общение!
[1..3]





Записи по тегам