Senbonzakura

22:37

Один день на Щёлоковском хуторе. Музей деревянного зодчества

Пролог.
Началась эта история много-много лет назад, когда маленькую меня вместе с классом вывели на прогулку на Щёлоковский хутор. Прошли уютными тропинками, погуляли вдоль Второго озера и вышли на полянку. Ребятня резвилась на траве и детских горках, а мне как той, кому всегда больше всех надо, приглянулся деревянный забор неподалёку. Напару с одноклассником, мы шмыгнули к забору, я забралась наверх и увидела… Я увидела старинную бревенчатую церковь. Под серым затученным небом, в объятиях высокой травы. Прошлое. Родное. Тогда мне казалось, что этот старенький досчатый забор отделяет наш век от ушедших столетий, и стоит только перелезть через него… Это, пожалуй, было едва ли не самое сильное из детских впечатлений.

Август 2010.
В конце прошлого лета в наши края приехал в гости мой приятель, и, как и подобает порядочному иногороднему гражданину, пожелал познакомиться с нашим городом. Я, как следовало ожидать, быстренько заделалась гидом и задумалась, а что же, собственно, в городе показать. Однако друг, как и подобает другу, не позволил леди ломать голову и честно признался, что хотел бы посмотреть «Домики на озёрах», которые видел в сети (Google-Earth ему в помощь).
Идти было решено пешком со стороны Кузнечихи. Дорогу я помнила ну очень смутно, потому что на означенных озёрах доселе бывала только раз (позорище), однако мы ребята смелые – пошли наобум. Перешли «бешенку» и двинулись в сторону частного сектора. На первом же распутье начались первые споры: сельская улочка предательски расходилась на две дороги. Положение спас брат наш меньший, многозначительно зарычав из подворотни, чем веско убедил нас выбрать противоположную дорогу.
Улица оборвалась неожиданно, упершись в живописную дубраву. Вновь мы оказались аки два витязя на распутье: дорога налево переваливала через небольшой пригорок, дорога направо же влекла мимо деревянного заборчика вдоль опушки куда-то вниз. Как вариант, можно было отправиться напрямую через лес, невзирая на отсутствие маломальской тропы. Как добропорядочные люди, мы отправились направо, и вскоре взору предстала широченная поляна, окружённая с трёх сторон лесом, на которой возвышались серые башенки электростанции. Солнце палило, под ногами кололись камни, в головах царило досадное недоумение. Впрочем, мы живо пришли к самонапрашивающемуся выводу, что коли эта дорога завела не в ту степь, то выбрать следовало другую. Покинув «зону отчуждения», мы повернули назад, и очень скоро впереди замелькал знакомый пригорок. В лица дыхнуло приятной прохладой, а в глаза ударил блеск солнечных лучей на водной глади. Мы вышли на Первое озеро.

Народу было немного – несмотря на жаркое солнце, день был довольно прохладным из-за свежего ветра. Мы обошли озеро, прошли вдоль берега по пляжу, посидели под раскидистым деревом и отправились дальше, на поиски таинственной деревни.

Шли лесом. Было довольно скользко, но прогулку через тенистую дубраву свежим солнечным днём всё же мало с чем можно сравнить.

Неожиданно густые деревья расступились, и впереди заголубела беспокойная рябь Второго озера.

Было почти безлюдно, встретились только пара праздногуляющих тётушек да спортсмен в трусах и с лыжными палками, мелькнувший на дамбе и тут же скрывшийся в лесу. Если память нам не изменяла, «домики» должны были находиться где-то неподалёку. Мы прошли по дамбе мимо базы и беседок, но нас ожидало разочарование. Едва мы поднялись в гору, как перед глазами нарисовался шлагбаум и табличка «Проход воспрещён». Просто и понятно.
Снова вспомнив, что мы – добропорядочные люди, мы повернули назад и решили поискать не воспрещённый проход. Снова прошли дамбу, и, следуя путём недавнего лыжника, отправились топтать лесные тропы.
На этот раз шли мы дольше. Рельеф здесь совершенно не располагал к прогулкам – попадались колдобины, рытвины и поваленные деревья. Однако для руссо туристо такие мелочи нипочём, и очень скоро мы вышли к Третьему озеру. Вот тут было ну почти совсем безлюдно, лишь одинокий рыбак затаился в камышах с длинной удочкой. Заметив нас, дядя недовольно глянул на потенциальных распугивателей рыбы, но мы и без того не собирались здесь задерживаться. Хотя, следовало отдать должное, природа здесь была прекрасна. Нетронутая, почти первозданная озёрная красота, высокие травы у воды, деревья, почти склонившиеся над синью.

Озеро имело форму треугольника – широкое у дамбы и переходящее в тонкий ручеёк у противоположного берега. Там нашёлся трогательный бревенчатый мостик и настил, ведущий в гору. В конце концов настил сменился вполне цивилизованной асфальтовой тропкой, которая повела нас ещё выше через лес, мимо частных домов, и вывела на широкую улицу к автобусной остановке, откуда был виден высокий деревянный забор с вывеской «Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья». Мы пришли.
Посетителей в музее почти не было. Купив билеты, мы прошли вниз по дороге мимо плетня с развешанными на нём кринками и горшками. Навстречу протрусила пегая собака, где-то вдалеке пела лесная птица. Трогательная щемящая теплота ушедшей старины.

Вот и первая изба – «Ульянушка», как называют её между собой работники музея.

Небольшой бревенчатый дом с резными ставнями, казалось, дышал покоем. Заходим внутрь и самым волшебным образом уносимся на несколько веков назад. Маленькие оконца, деревянные скамьи вдоль стены, стол с утварью, детская люлька и мазаная русская печь – кажется, что хозяева только-только оставили дом, отлучившись по делам.

Чуть в стороне от «Ульянки» - старинная мельница, а пройдя вдоль круглого подёрнутого ряской пруда и поднявшись на пригорок, выходим на поляну, где величаво высится бревенчатая церковь.

Мы немного погуляли вокруг, постояли у овражка, образовывающего в купе с лесом естественную границу деревни, и спустились обратно на «центральную улицу».

Я не преминула покачаться на огромных качелях близ уютного летнего кафе, и мы отправились дальше.
Напротив амбаров и колодца возвышается огромный, некогда богатый особняк.

Высокие ворота закрыты, ставни первого этажа запахнуты, но кажется, что дом не спит, а будто лениво наблюдает за гостями.
Чуть в стороне – ещё одна изба и церковь, а поодаль на пригорке – овины.

В самом конце улицы на полянке нам попалась компания реконструкторов, которые оказались совсем не против, что кто-то наблюдает за их боем на мечах.
Ещё одна прелесть музея в том, что время пребывания на территории не ограничивается. Купив билет, можно провести там хоть целый день, с утра и до закрытия. Мы использовали данную нам возможность сполна, и ещё раз прошлись по улочкам, а уже уходя зашли в лавку на кассе, где можно приобрести сувениры и украшения с древнерусским орнаментом. После этого мы с лёгкой грустью простились с музеем, точнее… Точнее, сказали ему «До свидания». Потому что отныне я знала, что буду возвращаться сюда снова и снова.

Эпилог.
Спасибо тебе, прекрасный свежий день много лет назад, когда я впервые ребенком увидела деревянную церковь музея. Спасибо тебе, друг, что ты, приехав, пожелал посетить именно это место. Спасибо всей паутине обстоятельств, которая привела меня сюда. Приходите, дорогие, те, кто ещё ни разу не был в музее на Щелоковском хуторе – приходите, потому что это краешек, куда хочется возвращаться вновь и вновь.